Выберите любую из 6 автошкол
Выберите любую из наших автошкол

Обучение вождению: способы торможения

Стандартная программа подготовки водителей категории B в автошколе «Навигатор» и подавляющем большинстве других автошкол Москвы включает в себя 56 часов занятий при обучении вождению автомобиля с механической и 54 часа при обучении вождению авто с автоматической коробкой переключения передач. Этого достаточно, чтобы дать начинающему водителю минимальные навыки безопасного управления автомобилем, но многое остается за рамками программ. Например, разные способы торможения

Строго говоря, существует три основных вида торможения: служебное, экстренное и аварийное.

Служебное торможение используется в штатных ситуациях. Оно характеризуется плавным замедлением и не доставляет дискомфорта ни водителю, ни пассажиру. Именно ему учат в автошколах

Экстренное торможение применяется в нештатных ситуациях. Это предельно быстрое снижение скорости до нуля при возникновении аварийной ситуации на дороге. Ему в автошколах обычно не учат.

Аварийное торможение применяется при отказе штатной тормозной системы. Ему начинающих водителей не учат никогда.

Поговорим о служебном торможении

Технически способы служебного торможения можно разделить на два типа: с выжатым сцеплением и без выжатого сцепления. Торможение с выжатым сцеплением оптимально для хранения ресурса КПП: поэтому по возможности следует использовать именно его.

Торможение со сцеплением в свою очередь можно разделить на два типа:

Торможение до полной остановки с включенной передачей - мы выжимаем сцепление и затем плавно нажимаем тормоз до тех пор, пока машина полностью не остановится. Затем, в зависимости от ситуации мы либо включаем нейтральную передачу и стояночный тормоз, либо включаем первую передачу и трогаемся.

Торможение с последующим переключением передачи. Используется при приближении к участку, где скорость ограничена знаком или качеством дорожного покрытия.

Торможение без выжатого сцепления используется реже и в довольно экзотических случаях:

экстренное торможение для предотвращения аварийной ситуации;
начало торможения, когда водитель просто не успел выжать сцепление;
торможение в пределах передачи для снижения скорости.

Интерес представляет последний пункт. Снижать скорость в пределах одной передачи целесообразно на трассе при высокой стартовой скорости, а также на крутом спуске или на скользкой дороге, когда выжимать сцепление может быть небезопасно. Тормозить можно двумя способами: рабочим тормозом, когда нога с педали газа переносится на педаль тормоза, или просто двигателем, когда водитель плавно отпускает педаль газа. Во втором случае торможение осуществляется за счет того, что коленвал начинает вращаться медленнее и передает меньшие обороты через КПП на колеса.

Торможение рабочим тормозом очевидно эффективнее, чем одним двигателем, но при торможении без рабочего тормоза не происходит блокировки колес, что снижает вероятность заноса. Разумеется, в современных автомобилях с ABS риск блокировки колес и заноса минимален, но на скользкой дороге ABS может не справиться.

К сожалению, инструкторы часто вообще не рассказывают начинающим водителям о торможении двигателем и почти никогда его не отрабатывают - в рамках обычной программы обучения на это просто не хватает времени. Однако при желании водитель сам может отработать навык такого торможения уже после сдачи экзамена в ГИБДД и получения прав.


Возврат к списку