Выберите любую из 5 aвтoшкoл
Выберите любую из наших aвтoшкoл

Обучение вождению: способы торможения

Стандартная программа подготовки водителей категории B в автошколе «Навигатор» и подавляющем большинстве других автошкол Москвы включает в себя 56 часов занятий при обучении вождению автомобиля с механической и 54 часа при обучении вождению авто с автоматической коробкой переключения передач. Этого достаточно, чтобы дать начинающему водителю минимальные навыки безопасного управления автомобилем, но многое остается за рамками программ. Например, разные способы

Строго говоря, существует три основных вида: служебное, экстренное и аварийное.

Служебное используется в штатных ситуациях. Оно характеризуется плавным замедлением и не доставляет дискомфорта ни водителю, ни пассажиру. Именно ему учат в автошколах

Экстренное применяется в нештатных ситуациях. Это предельно быстрое снижение скорости до нуля при возникновении аварийной ситуации на дороге. Ему в автошколах обычно не учат.

Аварийное применяется при отказе штатной тормозной системы. Ему начинающих водителей не учат никогда.

Поговорим о служебном торможении

Технически способы служебного торможения можно разделить на два типа: с выжатым сцеплением и без выжатого сцепления. Торможение с выжатым сцеплением оптимально для хранения ресурса КПП: поэтому по возможности следует использовать именно его.

Торможение со сцеплением в свою очередь можно разделить на два типа:

Торможение до полной остановки с включенной передачей - мы выжимаем сцепление и затем плавно нажимаем тормоз до тех пор, пока машина полностью не остановится. Затем, в зависимости от ситуации мы либо включаем нейтральную передачу и стояночный тормоз, либо включаем первую передачу и трогаемся.

Торможение с последующим переключением передачи. Используется при приближении к участку, где скорость ограничена знаком или качеством дорожного покрытия.

Торможение без выжатого сцепления используется реже и в довольно экзотических случаях:

экстренное торможение для предотвращения аварийной ситуации;
начало торможения, когда водитель просто не успел выжать сцепление;
торможение в пределах передачи для снижения скорости.

Интерес представляет последний пункт. Снижать скорость в пределах одной передачи целесообразно на трассе при высокой стартовой скорости, а также на крутом спуске или на скользкой дороге, когда выжимать сцепление может быть небезопасно. Тормозить можно двумя способами: рабочим тормозом, когда нога с педали газа переносится на педаль тормоза, или просто двигателем, когда водитель плавно отпускает педаль газа. Во втором случае - осуществляется за счет того, что коленвал начинает вращаться медленнее и передает меньшие обороты через КПП на колеса.

Торможение рабочим тормозом очевидно эффективнее, чем одним двигателем, но при торможении без рабочего тормоза не происходит блокировки колес, что снижает вероятность заноса. Разумеется, в современных автомобилях с ABS риск блокировки колес и заноса минимален, но на скользкой дороге ABS может не справиться.

К сожалению, инструкторы часто вообще не рассказывают начинающим водителям о торможении двигателем и почти никогда его не отрабатывают - в рамках обычной программы обучения на это просто не хватает времени. Однако при желании водитель сам может отработать навык такого торможения уже после сдачи экзамена в ГИБДД и получения прав.